Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

МБОУ "Лицей "ДЕРЖАВА"              6+

Проект "Культура речи"

 

 

ПРОЕКТ  "КУЛЬТУРА РЕЧИ"

 

МИР БЕЗ СКВЕРНОСЛОВИЯ.

 

Автор проекта: Заместитель директора по ВР Астахов П.А.

Руководитель программы «Духовность» Куликова Н.И.

 

 Актуальность темы. Сквернословие – это лексика, одновременно запрещаемая и активно используемая обществом. В последние десятилетия проблема сквернословия, как известно, приобрела в России особое значение. Назначение брани состоит, прежде всего, в понижении говорящим социального статуса соперника (ведь высмеиваться, подвергаться оскорблению могут самые главные моральные ценности: дом, мать, семья, умственные способности и религиозные убеждения человека).

В современном обществе брань рассматривается обществом как оружие слабых, как некое подобие компенсации своего эмоционального равновесия, как невозможность ответить обидчику более ощутимыми средствами. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать,  чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Сквернословие охватило почти все возрастные слои общества. Сквернословие стало печальным знаком нашей речи, зачастую исполняющее роль заменителей пауз в разговоре.

Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас и наше подсознание. Известны случаи, когда, находясь под наркозом, ругаются интеллигентные люди.

Это не может не настораживать общество в целом. Некоторые исследователи усматривают связь роста популярности брани среди различных слоев населения с утратой людьми идеалов, кризисом семейных устоев, катастрофическим падением авторитета правительства и вообще всех и всяческих авторитетов. Это очень опасно, так как может вырасти поколение людей отчужденных, замкнутых в себе, порождающих асоциальную культуру (то есть культура не для человека, а против него). Формируется общество, лишенное крепких традиций, которые были бы способны цементировать любую нацию.

Вот почему все общество в целом и каждый человек в отдельности должны бороться с любыми проявлениями сквернословия и стать на защиту чистоты языка и моральных ценностей, не допустить падения культуры, созданной веками.

Данный проект ставит своей целью привлечь внимание к «бранной эпидемии», свирепствующей в мире, поговорить об истоках и причинах ее возникновения, влиянии на здоровье человека  и по возможности заставить задуматься о дальнейших путях этического развития.

Цель состоит в поиске эффективных способов профилактики сквернословия среди молодёжи.

Гипотеза – профилактика ненормативной лексики в подростковой среде будет эффективной, если:

- активно вести пропаганду здорового образа жизни;

- ориентировать подростков на нормативную лексику

- организовывать создание буклетов, листовок, памяток,  докладов и презентаций на тему «Скажи «Нет!» сквернословию» в интерактивном режиме;

- привлекать подростков к участию в массовых культурных мероприятиях (творческие встречи,  конкурсы);

- проводить тренинги по использованию нормативной лексики.

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме и обосновать необходимость профилактики сквернословия в молодёжной среде;

2) диагностировать проблему среди учащихся МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА»;

3) выяснить отношение лицеистов к ненормативной лексике и молодежной субкультуре;

4)  разработать и реализовать программу профилактики ненормативной лексики в подростковой среде, включающую условия гипотезы.

Методы исследования:

- анализ литературных источников и диагностических данных;

- констатирующий эксперимент;

- реализация условий гипотезы (формирующий эксперимент);

- обобщение.

Практическая значимость проекта. Программа профилактики сквернословия среди подростков и диагностические методики могут быть использованы педагогами различных учебно-воспитательных организаций.

 

1. Истоки и причины сквернословия

Согласно лингвистическим исследованиям (Земская Е.А., Ильясов Ф.Н.,  Сидоров В.), брань берет свое начало уже в истоках цивилизации, т.е. с первобытного общества. Уже тогда, во время ритуальных обрядов, она широко использовалась как средство выражения эмоций первобытного человека. Через бранные слова люди выражали гнев, страх, агрессию, и т.д.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

В первобытном обществе подобные ритуалы проводились исключительно мужчинами. Женщины и дети на них не допускались, а их присутствие на ритуале трактовалось как попытка посягнуть на чисто мужскую «привилегию» употребления бранной речи и могло обернуться для них немедленной смертью.

Видимо, этим объясняется, что до сих пор в обществе сквернословие характерно в разговорной речи именно мужской части населения. Разумеется, за женщинами остается «право» выразить свои негативные и агрессивные чувства, но исключительно своими, «не мужскими», средствами.

У восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь — однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры плоть стали считать изначально греховной, а на лексику «телесного низа» был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что «черт матюгов боится», мог для «обереги» использовать нецензурную лексику.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами. Потом пришли иные времена. Царь Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно .        

 

2. Исследования сквернословия учёными

 

Многие ученые уже долгие годы заняты исследованием влияния нецензурной речи на наше здоровье (Геннадий Чеурин, Масару Эмото)

Наверное, мало кому известно, какой губительной силой является мат. В институте квантовой генетики кандидаты биологических наук П.П.Горяев и Г.Т.Тертышный,  в течение трех лет проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим? С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо "программой самоликвидации". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. 

Чаще всего дети усваивают взрослый бранный репертуар и в определенном возрасте начинают им пользоваться. В раннем детском возрасте употребление бранных слов бессознательное; в подростковом же имеет определенную цель - «приобщить» подростка к обществу (во всяком случае, так думает сам подросток).  Другая причина употребления брани в подростковом возрасте - защита от характерных для этого возраста страхов сексуального или иного толка. Здесь в первую очередь кроется объяснение того, что именно в подростковой среде общение с употреблением бранных слов популярнее, чем во многих взрослых группах.

Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Таким образом, в разговоре с нашими обучающимися необходимо  пытаться  доказать, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

3. Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента – выявление количества учащихся, использующих сквернословие и причин; выяснение отношения испытуемых к ненормативной лексике и молодёжной субкультуре.

Методы: наблюдение, анкетирование.

Наблюдение необходимо провести в школьной и во внеклассной деятельности учащихся с целью выявления частоты использования ненормативной лексики в общении и сферу их увлечений.


4. Программа профилактики

Срок реализации – в течение 2020-2021 учебного года.

Количество участников и возраст не ограничен.

Цель: коррекция и профилактика ненормативной лексики в подростковой среде.

Для эффективности достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) включить в план работы мероприятия, направленные на популяризацию русского языка, повышение культуры общения, этики поведения;

2) использовать разнообразие форм проведения данных мероприятий;

3) привлечь активных лицеистов к планированию в рамках самоуправления;

4) разработать меры морального стимулирования для лиц, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни, активно занимающихся вопросами нравственного и духовного совершенствования;

5) добиваться результативности воспитательной работы по искоренению сквернословия в подростковой среде.

Области реализации задач: расширение лексического словаря подростков, воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов и творческих способностей.

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Надежных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолевать эту беду.

1. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А. И. Солженицына, сказанные по другому поводу, но здесь уместно их привести: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка.

2. Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

3.  Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенность. Расслабляться совсем не значит пить вино и сквернословить.

4.  Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. Как молодых людей заставить бороться со своими же вредными привычками и пороками? Лучше всего использовать увлечения подростков как мотивацию к проведению различных мероприятий по профилактике ненормативной лексики.

6. Элементы несогласия в жизни, пожалуй, неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие.

7. В речевом поведении следует восстановить приоритет настоящего, приоритет «сегодня». Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее слово – мое лучшее слово.

 

План мероприятий

по формированию здорового образа жизни и искоренению сквернословия в  МБОУ «Лицей «Держава».

« Мы обязаны знать – одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня, предмет воплощения высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится  нравственно уязвим и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша - в словах, нами произносимых»                                                         (проф. В.Ю. Троицкий)

Родная речь – это священная духовная скрепа русской цивилизации, без которой нас просто не было бы, и мы обязаны бороться с его обеднением и вытаптыванием.

                                             алерий Ганичев, заместитель главы  Всемирного русского Народного собора)

НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

СРОКИ

ИСПОЛНЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ        ЗА ИСПОЛНЕНИЕ

1.

Утвердить план проведения мероприятий, направленных на искоренение сквернословия

октябрь

Директор лицея

Копылова О.Н.

2.

Внести изменения в локальный акт лицея, предусмотрев статью о наказании учащихся, замеченных в сквернословии

октябрь

 

Директор лицея

Копылова О.Н

3

Родительские собрания по разъяснению законодательства об административном наказание за сквернословие родителей и их детей.

ноябрь

Администрация лицея

4.

Вменить в обязанность социального педагога оперативное принятие предусмотренных законом мер по наказанию за сквернословие.

Постоянно

Директор лицея

 

Социальные  педагоги

5.

Разместить в компьютерных классах на рабочих столах компьютеров картинки с текстами, пропагандирующими правильную, культурную русскую речь.

ноябрь

 

6.

Уроки по теме «Культура речи»

ноябрь

Учителя русского языка

5-11 классов

7.

Творческое занятие на тему: «Русский язык и народные сказки»

декабрь

Учителя начальных классов

8.

Классные часы:

«Речевой этикет»

«Ты» и «Вы» в общении»,

«О поведении в общественных местах»

В течение всего периода

Кл. рук.

5-х классов

9.

Конкурс чтецов «Славлю великий и могучий родной язык»

В неделю русского языка и литературы

Сандина А.А

10

Классные собрания совместно с родителями на тему:

«Бой сквернословию»

Январь

 

Кл. рук.

8 – 9 классы

11

Создание лекторской группы с беседами на темы:

 «Сквернословие и способы его искоренения»,

«Вежливость на каждый день»,

« Культура поведения и этика взаимоотношений».

«Что значит быть культурным человеком»

Январь

 

Волонтерская группа

Зуева А.И..

Куликова Н.И.

12

Диспут: «Языковые нормы: нужны ли они в повседневной речевой практике»

Февраль

 

Дискуссионный      клуб,

Ламыкина Т.Г., Осадчая С.А.

Сандина А.А.. учителя русского языка

13

Круглый стол: «Поговорим о чистоте языка»

Февраль

 

 

14

Общелециистский классный час:

«Словом можно убить!»

Март

 

Кл. рук.

1 – 11 кл.

15

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

На знание русского языка

Март

 

Сучкова Е.В.

16

Совместные рейды с целью контроля выполнения Приказа о «Искоренении сквернословия в МБОУ «Лицей «ДЕРЖАВА».

В течение всего периода»                              

Соц.педагоги                                             

Кл. рук.

17

Конкурс методических разработок классных часов на тему « Бой сквернословию. Твой рецепт!»

 

Астахова П.А

18

Конкурс сочинений «Берегите чистоту языка как святыню!»

апрель

Учителя русского языка

5 – 11 кл

19

Выставки детского художественного творчества:

- «Мы за чистую речь»

- «Живой источник (по мотивам русского народного устного творчества)

 

Апрель

 

 

 

 

Борисова Т.А.

20

«Русская народная песня» (концертная программа )

Май

 

учителя музыки ко Дню славянской письменности

21

Анкетирование учащихся

«Твое отношение к сквернословию»,

«Умеете ли вы общаться?»

 

психолог Варапаева Е.В

 

22

Просмотр кинолент, видео и DVD- экранизации литературной классики, раскрывающей эстетику русского языка

В течение года

Куликова Н.И.

Кл. рук.

23

Систематическое размещение на сайте лицея информаций о выполнении плана мероприятий, размещение лучших детских работ и разработок учителей.

В течение года

 

24

Проводить заседания совета профилактики по принятию мер к учащимся, замеченным в сквернословии.

1 раз в четверть

Носачева Л.К.

Симакова Е.А.

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"